Фрагмент для ознакомления
2
Научное исследование даосизма началось в рамках французской школы синологии, но, пожалуй, именно в ХХ в. были достигнуты наиболее значительные результаты в этом направлении, что привело к формированию отдельного направления – даологии. Прежде всего, необходимо отметить вклад французских синологов в становление даологии – А. Масперо и М. Гране. Значительный вклад в развитие даологии внесли также Ф. Бэлфор, А. Е. Лукьянов, Э. Робинет, Е. А. Торчинов, К. Шиппер, М. Элиаде.
Принято говорить о двух формах даосизма – философской (дао цзя) и религиозной (дао цзяо), отделение которых друг от друга произошло во II-III вв. н.э. Впрочем, это разделение является очень условным, так как между двумя формами существует самая тесная взаимосвязь. Можно сказать, что даосизм – это особая религия философского толка .
Представление о сущности Абсолютной реальности. Абсолют в даосизме носит имя Дао и является основным принципом и началом бытия. В «Дао-дэ цзин» («Канонической книге Пути и его Благой Силы») повествуется о том, что сначала Дао существовало как первичное недифференцированное единство или Хаос (хунь дунь). Основатель даосизма Лао-цзы подчеркивает апофатический характер Абсолюта: «Смотрю на него и не вижу – называю его тончайшим. Слушаю его, но не слышу – называю его тишайшим. Ловлю его, но схватить не могу – неуловимым его нареку... Поэтому говорят: безвидный облик, невещный образ. Поэтому говорят: туманное и смутное». Здесь идет речь о существовании трех онтологических аспектов (ипостасей) Дао, которые находятся в неразрывном единстве – «тончайшее», «тишайшее», «неуловимое». В четырнадцатом чжане сказано так: «Триаду эту словами объяснить не дано: хаотична она и едина» . «Три чистых» аспекта соединяются между собой и создают четвертый аспект (или ипостась) Дао, результатом чего явилось творение материального мира. Так Единый Абсолют порождает мир множества: «Три рождает десять тысяч вещей».
Даосизм создал оригинальный образ Абсолюта как воплощения женственности и материнства, наделенного всеми атрибутами культа богини-матери – «Мистической женственности». В «Дао-дэ цзин» читаем в шестом чжане: «Ложбинный дух бессмертен. Называют Самкой Сокровенною его. Сокровенной Самки врата – корень, откуда рождаются Небо-Земля. Как нить, бесконечно тянется он, – используй его без усилий». И в 25-ом: «Вот вещь в хаосе свершившаяся, прежде Неба и Земли родившаяся. О, безмолвная! О, бесформенная! Тебя можно назвать Матерью Поднебесной» .
Как видим, абсолютная реальность в даосизме воспринимается многозначно: как высшее начало (Путь), как потенциальное бытие (у), из которого рождается существующее бытие, как лоно и источник жизни (Мать Мира).
Процесс творения космоса изображается как имманентное саморазвертывание Абсолюта-Дао до момента скачка, после которого возникает материальный мир. Соответственно, необходимо осуществлять компаративный анализ даосизма с другими имманентными мистическими учениями.
Выделяют два этапа развертывания (или экспликации) Дао. Первый, «прежденебесный», соответствует миру истинному, божественному. В нем находятся резиденции божеств и бессмертных, где не существует ни рождения, ни смерти, господствуют гармония, совершенство и целостность.
Космос возникает в результате катастрофы, но причины распада Единого не ясны. Второй этап, «посленебесный» – это реальный земной мир, являющийся полной противоположностью мира божественного. Он несовершенный, искаженный, в нем существуют смерть и распад, нарушен естественный порядок. Этот мир характеризуется существованием противоположностей инь и ян, которые взаимодополняют друг друга и следуют друг за другом, создавая ритм Вселенной. Дуальные принципы пронизывают земной мир на всех уровнях – микромир, макромир, мегамир. Только взаимодействие противоположностей обеспечивает мировое единство и целостность.
Человек и его эгоцентрическое сознание. Человек рассматривается в учении даосизма как микрокосм (малый мир), который тождественен макрокосму (Вселенной). Имманентный характер учения хорошо выражен в высказывании одного из последователей Лао-цзы: «Дао – это и есть я, и по этой причине все существующее является мной. Дао неисчерпаемо и безгранично, оно не рождается и не умирает, поэтому я также неисчерпаем и безграничен, не рождаюсь и не умираю. Перед смертью я существую и после смерти я также существую. Скажите, что я умер? Ведь я не умираю. И огонь не сжигает меня, и в воде я не тону. Я превращаюсь в пепел, и все же я существую. Я превращаюсь в лапку бабочки, в печенку мыши, но все же я существую. Сколь же я свободен, сколь долговечен, сколь велик!» .
В человеке также существуют два начала – «прежденебесное» и «посленебесное». Первое из них наделяет каждого естественной сущностью (син), а второе дает жизненность (мин). Человеку дается еще жизненная сила – энергия ци, или пневма, которая подобна индийской пране. Процесс развития человека воспроизводит все этапы космогенеза. До момента своего рождения он пребывает в единстве с Абсолютом. Акт рождения воспринимается как катастрофический переход из прежденебесного в посленебесное состояние, сопровождаемый утратой целостности и гармонии.
Также как многие другие мистические традиции даосизм признает существование в организме человека информационно-энергетических центров, получивших название «киноварных полей» (дань тянь). Помимо этого в теле человека существуют двенадцать парных каналов, по которым перемещается энергия – ци. Важной особенностью даосизма по сравнению с другими имманентными традициями является то, что он признает главным энергетическим центром нижнее «поле киновари» (пуп). Для сравнения, индуистский тантризм считает основным центром макушечную сахасрарачакру – место обитания Шивы (Атмана). Для буддистского тантризма (ваджраяна) таким центром является сердечная анахата-чакра.
Нижнее поле киновари называется в даосизме «океаном жизненных сил». Выделяют еще два центра – верхнее «поле» (в голове), называемое «дворцом нирваны», и среднее «поле» (в области солнечного сплетения), называемое «пурпурным дворцом».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антология даосской философии / [сост. В. В. Малявин, Б. Б. Виногродский]. – М.: Товарищество «Клышников – Комаров и К», 1994. – 447 с.
2. Баранов А.В., Родионов А.И. Формирование базовых представлений о материи, движении и энергии в контексте гносеологии и онтологии XXI в. // Вестник Томского государственного университета. – 2018. – № 435. – С. 177-186.
3. Благодатских И.А. Основные формы движения материи в истории философии // Научные труды студентов Ижевской ГСХА. Электронный ресурс / Ответственный за выпуск Н.М. Итешина. – Ижевск, 2019. – С. 988-990.
4. Жиртуева Н.С. Даосизм в контексте компаративного анализа философско-мистических традиций мира // Парадигмы истории и общественного развития. – 2018. – № 11. – С. 10-15.
5. Зацепин А.В., Игнатьев Д. К вопросу об основных постулатах даосизма // Перспективы науки, образования и бизнеса в цифровой экономике. Сборник статей. – М.: ООО «Импульс», 2019. – С. 67-70.
6. Ивановская М.А. История формирования даосизма // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. Материалы IX Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 4-х частях / Под редакцией Л.П. Полянской. – Новосибирск, 2020. – С. 121-123.
7. Корнилова К.А. Философская теория и практика даосизма в контексте представлений о человеке // Евразийское Научное Объединение. – 2019. – № 6-5(52). – С. 292-294.
8. Лустин Ю.М. Типология форм движения материи: методологический аспект философского произведения Ф. Энгельса «Диалектика природы» // Фридрих Энгельс и современность: к 200-летию со дня рождения. Материалы VII международной научной конференции. Сер. «Социально-гуманитарные исследования ученых Донбасса» / Отв. редактор Т.Э. Рагозина. – Донецк, 2020. – С. 240-246.
9. Мень А. У врат молчания. Духовная жизнь Китая и Индии в середине первого тысячелетия до нашей эры.– М.: Фонд имени Александра Меня, 2001. – 332 с.
10. Религии Китая: хрестоматия / [сост. Е. А. Торчинов]. – СПб.: Евразия, 2001. – 512 с.
11. Стабников П.А., Бабайлов С.П. Фундаментальные взаимодействия, строение и движение материи // Вестник научных конференций. – 2016. – № 6-1(10). – С. 107-113.
12. Уотс Алан В. Путь дзэн / [пер. с англ. Ю. Михайлин]. – Киев: «София», Ltd., 1993. – 320 с.
13. Чжан Бо-дуань. Главы о прозрении истины (У чжэнь пянь) / [предисл., пер. с кит. и ком. Е.А. Торчинова]. – СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1994. – 346 с.